Учителям, работающим с детьми индиго Тесты для детей индиго Воспитание детей индиго Интервью о детях индиго Индиго в современной системе образования Психологам, работающим с детьми индиго Пресса о детях индиго Эзотерика о детях индиго Коррекция СДВГ

Генетические особенности дисграфии

Задумывались ли вы, почему большинство народов на нашей планете пишут слева направо, но некоторые – наоборот? И только китайцы воспроизводят и воспринимают информацию сверху вниз... Возможно, это было предопределено не только культуральными и этнографическими особенностями, но и генетической предрасположенностью.

К такому выводу нас привели результаты наблюдений детей в России, у которых отмечалась дисграфия, а также иностранных студентов из арабоязычных стран, имевших проблемы в чтении, и детей из еврейских семей в США.

Необходимо отметить, что оптическая дисграфия – это строго специфичные нарушения восприятия 3D-пространств. При обследованиях у детей с диагнозом «дисграфия» при слежении за горизонтальным световым зайчиком в правом или левом поле зрения фиксируется дефект восприятия пространства. В жизни это воспринимается как потеря строки. Весьма знакомая для родителей ситуация, когда ребёнок, дочитав до конца строки, начинает повторно читать либо ту же самую строчку, либо перескакивает через строку ниже или выше.

Так вот, у детей из России и Европы такая потеря строки наблюдается в правом поле зрения. А у тех детей, у которых отец или мать позиционируют себя евреями, такое нарушение наблюдается слева! Причём закономерность эта прослеживается при наличии еврейских корней в глубину до двух-трёх поколений, включая внебрачные связи. Та же история наблюдается и у арабов, и у детей от смешанных браков с арабоязычными родителями. Отдельно замечу, что в семьях эти дети говорят и читают слева направо. (Кстати, наши десятилетние наблюдения за детьми - иммигрантами из Вьетнама показали полное отсутствие у них дислексии).

Видимо, учитывая эту свою генетическую особенность (а как ещё можно объяснить такую отчётливую закономерность?) эти народы и создали письменность справа налево. А если вы обратите внимание на то, как печатаются Тора, Библия и другие уникальные книги, то можно заметить, что древний текст структурирован двумя столбцами, а каждая строка – достаточно короткая. Видимо, и в те исторические времена вопрос потери строки при чтении был актуален для многих. Именно с целью профилактики потери строки, все учебники начальных классов в Англии печатаются в два столбца. Детям так удобнее читать.

Так что же делать, спросят обеспокоенные родители

1. На первых порах, когда ребёнок ещё только обучается чтению, старайтесь покупать книги, где текст напечатан крупным шрифтом в два столбца. Соскальзывание взгляда происходит чаще всего при чтении длинных строк. Читая крупный шрифт и короткие строки, ребёнок получит удовольствие от чтения, не отвлекаясь на свои особенности восприятия пространства. И хорошо бы уже начать выпускать школьные учебники, свёрстанные с учётом этой рекомендации.

2. Попробуйте найти детский центр, где в рамках подготовки ребёнка к школе будут обучать чтению по методу Зайцева. Подробнее о методике можно узнать здесь: http://www.metodikinz.ru. Кстати, в Республике Белоруссия детей на государственном уровне обучают чтению по методу Зайцева. У нас эта методика «не рекомендована».

3. Занимайтесь с ребёнком. Эта функция тренируется. Особенно уделяют внимание тренировке слежения глазами за движущимся предметом по краю полей зрения в комплексах гимнастик у-шу и цигун.

4. Посетите детского психолога, специализирующегося на коррекции дислексии, дисграфии.

Подробнее об этом феномене читайте здесь (сайт психолога Владимира Пугача)

БиблияТораТанах
БиблияТораТанах

Авторы: 
Владимир Пýгач (Vladimir Pugach), MD, Associate Professor of Social Psychology v-pougatch@yandex.ru
Валентина Кабаева (Valentina Kabaeva) Ph.D. valkabaeva@yandex.ru